Человек в экономических отношениях 21 века. Экономический человек - краткая характеристика. Модель экономического человека. Место информации в современной экономике

1.Рынок труда и его основ. участники

2.Человек производитель.

3.Характер причин безработицы

а)фрикционная б)структурная в)циклическая

4.Гос.политика в области безработицы

5.Нормативно-правовые основы деят.органов по вопросам

безраб. а)Конституция Рф б)законы Рф в)трудовой кодекс РФ

6.Человек потребитель.

Мировая экономика

1.Международные эконом. отнош. а)межд.разделение труда б)межд.движение труда в)валютные отношения

2.Международная торговля а)экспорт

в)сальдо торгового баланса

3.Гос.политика в области межд.торговли

4.Методы гос. политики

5.Регулир. торг. со стороны межд. организаций

Механизмы гос. регулирования экономики

1.Механизмы гос.регулирования а)фискальная политика

б)монетарная политика в)правовое регулирование

2.Взгляды ученых-экономистов о гос.рег. а)позиция монетаристов (Фридман) б)Кейнсианство (Джон Кейнс)

в)другие взгляды

3.Денежно-кредитная политика

4.Бюджетно-налоговая политика

5.Нужна ли рынку помощь государства?

Предпринимательство

1.Определение предпринимательства.

2.Формы предпринимательства а)индивидуальное б)юридическое лицо

в)физическое лицо

3.Виды предпринимательства

4.Орг.формы коммерч.юр.лиц указанные в Гражданском кодексе Рф. а)товарищество

б)общество в)кооперативы

5.Издержки и прибыли фирм

6.Принципы предприн. деят. в Россий. законодательстве


Роль экономики в жизни общества

1. Экономика. Понятие.

2. Потребность. Понятие. Виды.

2.1 по субъектам (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные)

2.2 по объекту (материальные, духовные, этические, эстетические)

2.3 по сферам деятельности (труда, общения, рекреации)

3. Средства производства. Рабочая сила. Понятия.

4. Производительные силы. Понятие.

5. Сферы экономики

5.1 непроизводственная (духовные, культурные ценности и т.д.)

5.2 материальное (торговые, коммунальные, транспортные) Материальное производство: товарное, натуральное.

6. Техническая революция.

6.1 неолитическая

6.2 промышленная

6.3 научно-техническая

7. Технологические отношения. Понятие.

8. Роль экономической сфера в системе общественных отношений.

Производство

1. Производство. Понятие.

2. Уровни общественного производства.

2.1 трудовая деятельность индивидуального работника -

первый уровень.

2.2 Производство в рамках фирмы или предприятия – второй уровень

2.3 Производство в рамках общества – третий уровень

3. Факторы производства.

3.1 рабочая сила

3.2 средства производства

3.3 организация

3.4 технология производства

3.6 энергетический фактор

3.7 экологический фактор

3.8 инфраструктура(производственная и социальная)

4. Производительность. Понятие.

5. Ресурсы (природные, произведенные)

6. Капитал. Понятие. Формы: Виды:

6.1 реальный

6.2 денежный(инвестиции)

6.3 основной и оборотный(виды)

7. Научные исследования. Направления.

7.1 фундаментальные

7.2 прикладные

7.3 научно- исследовательские

8. Роль производства в жизни общества.

Экономика: наука и хозяйство

1. Определение.

Хозяйственная система

2. Экономическая наука.

Микроэкономика

Макроэкономика

Мировая экономика.

3. Экономическая деятельность.

Составляющие экономической деятельности.

Измерители экономической деятельности

Рынок и рыночный механизм

1. Определение рынка.

2. Признаки рынка.

3. Функции рынка.

Посредническая

Ценообразующая

Информационная

Регулирующая

Санирующая (оздоровительная)

4. Виды рынков.

Чистой конкуренции

Чистой монополии

Монополистической конкуренции

Олигополии

3. Рыночный механизм:

Закон спроса

Закон предложения

Финансовые институты

1.Определение финансового института.

2. Банковская система.

Центральный банк

Коммерческие банки

Другие финансово-кредитные учреждения

3. Функции банка.

4. Другие финансовые институты

Пенсионный фонд

Инвестиционные компании

Фондовые биржи

Страховые компании

Экономическая свобода и социальная ответственность

1)Экономическая свобода и её границы: исторический аспект:

2)Социальная ответственность: в чём она проявляется?

Выполнение нравственного долга;

Соблюдение законов;

Обеспечение экологической безопасности;

Повышение уровня образования и культуры.

3)Экономическая свобода и социальная ответственность в

современном мире:

Принцип «ничего сверх меры»

Регламентация законом и традицией прав собственника

Сознательное выполнение морально-правовых требований

Изменение отношения предпринимателей к окружающей

среде: устойчивое развитие.

Основные типы экономических систем

1) Понятие об экономической системе.

2) Основные типы экономических систем:

а) традиционная;

б) рыночная (классический рынок);

в) плановая (командная);

г) смешанная (социально-ориентированный рынок).

3) Основные отличия между экономическими системами:

а) формы собственности на средства производства;

б) механизмы, способы регулирования экономических отношений.

4)Экономика как система общественного производства

А)материальное производство

Б) нематериальное(духовное) производство

5) Особенности экономической системы и перспективы ее развития современной России

Государство в рыночной экономике

1. Рынок и его функции

а) регулирование производства и потребления б) информационная

в) санирующая

г) посредническая и др.

2. Сильные и слабые стороны рынка

3. Экономические функции любого государства а) производство общественных благ

б) фискальная

в) установление правовых рамок экономической деятельности

4. Функции государства в условиях рынка

Фирма в экономике

1 Понятие фирма

2 виды фирмы

а частные коммерческие предприятия

б частные не коммерческие предприятия в Государственные предприятия

г смешанные (частно-госуд.) предприятия

3 цели деятельности фирмы

4 организационно-правовые формы предприятия

а полное товарищество

б товарищество не вере(командное)

в общество с ограниченной ответственностью

г общество с дополнительной ответственностью

д акцизное общество

5 внутренние и внешние ресурсы фирмы

6 Фирма в условии рыночной конкуренции

7 затраты фирмы

8 виды прибыли фирмы: А)бухгалтерская Б)экономическая


Место информации в современной экономике.

1) Экономика: понятие, значение для общественного развития.

2) Исторические ступени развития экономических отношений:

а) традиционная (аграрная) экономика;

б) экономика индустриального общества;

в) экономика постиндустриального (информационного)

общества.

3) Факторы производства в современной экономике:

а) капитал;

в) трудовые ресурсы;

г) предпринимательские способности;

д) информация.

4) Значение информации в современных экономических отношениях:

а) "ноу-хау";

б) информационно-коммуникативные технологии (ИКТ);

в) патентоведение.

5) Обмен опытом, знаниями, информацией в условиях глобализации экономики.

Деньги. Инфляция

1. Понятие денег.

2. Виды денег:

Натуральные;

Бумажные;

Электронные.

3. Функции денег:

Мера стоимости;

Средство обмена (обращения);

Средство платежа;

Средство накопления;

Мировые деньги.

4. Закон денежного обращения

5. Понятие и виды инфляции:

Умеренная;

Галопирующая;

Гиперинфляция.

6. Социально-экономические последствия инфляции.

7. Антиинфляционная политика.

Фирма как субъект рыночной экономики

1. понятие фирма

2. классификация фирм по размеру:

а) мелкие

б)средние в)крупные

г)крупнейшие (монополии)

3. признаки фирмы:

а)создание и реализация продуктов и услуг

б)фирма – производственный кооператив в)получение прибыли

4. формы гражданского имущества согласно кодексу РФ

а)фирма – собственник имущества

б)фирма имеет имущество в хозяйственном ведении

в)имущество находится в оперативном управлении фирмы

5. цели деятельности фирмы: а)увеличение объема продаж б)достижение более высоких темпов роста в)увеличение доли рынка

г)увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу

6. значение фирм в современной рыночной экономике

Понятие и механизм рынка

1. понятие о рынке

2. спрос и предложение как основа рыночного механизма, закон спроса и предложения

а)понятие и виды конкуренции: б)внутриотраслевая в)межотраслевая

г)ценовая

д)неценовая е)совершенная ж)несовершенная

3. функции рынка а)информационная б)посредническая в)контролирующая г)ценообразующая

4. виды рынков а)конкурентный

б) монополистическая конкуренция в) монополия

г) монопсония д) олигополия

5. достоинства и недостатки рыночного механизма в

современном российском обществе

Конкуренция

1.Понятие Конкуренции.

2. 2вида: а)ценовая. Б)неценовая.

3. 4 вида рыночной структуры. а)Совершенная.

Б)Монополия.

В)Олигархия. Г)Монополистическая-

1.чистая монополия.

2.абсолютная монополия.

3. Монопсония.

4.Конкуренция в России, сегодня.


Человек – основной субъект экономических отношений. Однако человек – существо биосоциальное, т.е. с одной стороны биологическое (непрерывно воспроизводящееся: рождение, развитие, старение, смерть), а с другой – социальное, т.е. общественное.
Экономическую теорию интересует в большей степени социальная су щ ность человека. В этом смысле человек – воплощение общественных отношений. Он может существовать лишь будучи включенным в общественную связь (отношения) с другими людьми. Это самые разнообразные отношения: семейные, любовные, религиозные, юридические, политические, экономические, национальные и др.
Из всей системы отношений основными являются экономические, т.к. они определяют тип социально-экономической системы, в условиях которой живет человек.
Экономические отношения связаны с его хозяйственной деятельностью по производству, распределению, обмену и потреблению. Поэтому человек, как социальное существо является одновременно и производителем и потребителем благ и услуг.
Как производитель благ человек является основным элементов производительных сил, основной движущей силой НТП, особенно теперь, когда с созданием компьютера и развитием информационных технологий началась эпоха новой экономики ХХI века, для которой характерно развитие науки, информации, инновации, что предопределяет появление нового типа человека и возможности построения новой его модели.
Основные черты нового типа человека:
  1. его интеллектуальность;
  2. инновационность (способность ввести в экономику новшества);
  3. способность к партнерству (все участвуют как равные компаньоны во всех сферах).
При анализе поведения человека в экономике как производителя и потребителя используется такой метод, как моделирование, т.е. построение модели человека.
Модель человека в экономике – это схема его поведения в конкретной социально-экономической системе, например, в рыночной экономике или командно-административной. Модель человека, как любая модель, имеет свои п а раметры (основные черты), которыми являются:
  1. мотивы деятельности, цель;
  2. способность и возможность человека достичь цели, ее реализовать;
  3. степень рациональности поведения человека (достижения максимального результата с минимальными затратами).
Среди многочисленных направлений моделирования человека в экономических системах выделяются четыре.
    1. Модель «человека экономического» в условиях рыночной экономики совершенной конкуренции, которую разработал А. Смит.
    2. Модель «ограниченного рационалиста», действующего в условиях смешанной экономики. Эта модель присуща кейнсианской школе, исторической и институциональной.
    3. Модель «социально-рационального человека», как новая разновидность «человека экономического» в современных условиях социально-ориентированной рыночной экономики.
    4. Модель «советского экономического человека» в условиях командно-административной системы.

Еще по теме 4. Человек в мире экономики:

  1. 14. МИРО ВАЯ ЭКОНОМИКА НА РУБ ЕЖЕ ВЕКОВ: СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
  2. Тема 11. ЕС и страны центральной и восточной Европы. Уроки европейской интеграции. Особенности интеграционных процессов в других регионах мира.
  3. СООТНОШЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
  4. ГЛАВА 8. ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ ЧЕЛОВЕКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА
  5. 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО ПОВЕДЕНИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
  6. Организация предприятия в ассоциированной экономике Производственная ассоциация и производственная общность

Экономические отношения между людьми проявляются в процессе исторического развития общества по отношению к собственности, в производстве товаров и при их обмене.
Право собственности является неотъемлемым правом человека в обществе; собственность (право приобретать, владеть и извлекать прибыль) относится к материальным и нематериальным сферам. Особое значение приобретает интеллектуальная собственность.
Человек является хозяином имеющихся у него средств производства и продуктов труда, может их использовать по своему усмотрению (дарить, продавать, передавать по наследству, распоряжаться ими в соответствии с законом). Человек заботится о сохранении и бережном использовании своей собственности.
На предприятиях, где человек работает по найму, иные отношения собственности: отчуждение работников от средств производства снижается в современном мире за счет участия его в управлении производством и извлечении части прибыли в виде акций, премий, форм оплаты труда (в Европе трудовые представители в администрации есть на всех предприятиях).
В коллективном предприятии, кооперативе, акционерном обществе человек реально является сохозяином производства и решает вопросы распределения доходов, производства продукции, а личный доход напрямую зависит от результатов хозяйствования. Использование на предприятиях творческого начала человека, сочетание физического
и умственного труда, появление новых технологий выводят экономические отношения на новый уровень.
В современных условиях производства от работника требуется не столько натренированный навык, сколько умение анализировать, сопоставлять данные, что увеличивает значимость умственной функции труда.
Результатом является и возрастание творческого начала и моральных качеств личности: способность оценивать ситуацию, принимать самостоятельные решения, чувство ответственности, самодисциплина, самоконтроль. Все вместе составляет «человеческий фактор на производстве».
Повышение культуры труда связано и с решением социальных вопросов: размер заработной платы, количество товаров и услуг, потребляемых на эту зарплату человеком.
Заработная плата делится на номинальную (денежный эквивалент) и реальную (качественный эквивалент, связанный с жизненным уровнем).
Улучшение соииально-психологического климата в трудовом коллективе, развитие производственной демократии, дисциплины - факторы культуры труда. Невозможно не учитывать при формировании культуры труда и исторических особенностей и менталитета нации.
Социальные факторы (образование, медицинское обслуживание, социальные льготы и пр.) непосредственно влияют на производительность труда и культуру производства. В современных условиях жизни они приобрели приоритетное значение, однако необходимо учитывать при их формировании адресный характер и реальный трудовой вклад человека.

Производителей? Почему люди пользуются кредитом? Хорошо ли жить в долг? Как сделать, чтобы наши расходы не превышали доходы?

Данный параграф завершает главу «Человек и экономика», опираясь на предыдущий материал и в определенной мере обобщая его.

Из материалов § 1 вы узнали об основных видах деятельности человека в экономике - производстве, распределении, обмене, потреблении. Производство является основой экономики, средством решения ее главной задачи - создания материальных благ для удовлетворения потребностей людей. Поэтому выполнение человеком роли производителя было предметом рассмотрения практически всех параграфов главы. В решении ключевой для общества проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов активно участвуют не только производители, но и потребители. Приступая к рассмотрению правил рационального поведения, которыми пользуются основные участники экономики, постараемся уделить потребителю значительно больше внимания.

Напомним, что означает вести себя рационально. Рациональное поведение - это прежде всего продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действий с затратами.

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Производство органически связано с потреблением, оно осуществляется для потребления и определяет его структуру. В свою очередь потребитель, выбирая товары и услуги, активно воздействует на производство, стимулируя его развитие. Воздействие потребителей на производителей в условиях свободного рынка и конкуренции столь велико, что иногда даже говорят о «диктате потребителя».

Потребители - это те, кто приобретают и используют товары, заказывают работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Каждый из нас является потребителем, желая каким-либо способом удовлетворять свои потребности. Потребителем выступает фирма, организация , в целом государство.

Цель потребителя - извлечь максимальную полезность от потребления товаров и услуг. На пути к этой цели у потребителя возникают такие ограничения, как семейный бюджет, цены, ассортимент предлагаемых товаров и услуг. Поэтому потребитель, как и производитель, испытывает на себе влияние ограниченных возможностей. Перед ним тоже стоит проблема рационального выбора.

В странах с командно-административной экономикой действия потребителя, как правило, регламентируются. В СССР, например, потребитель был лишен свободы выбора жилья, лечебных учреждений, некоторых дорогостоящих товаров (автомобиль, мебель и др.). В рыночной экономике свобода экономического поведения предопределяет суверенитет потребителя, т. е. право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием.

Вспомните многообразные потребности человека: физиологические, социальные, духовные, потребности в самореализации, в безопасности. Эти потребности могут быть реализованы на разных видах рынков. Например, потребность в товарах и услугах - на рынке товаров и услуг, потребность в самореализации - на рынке труда. Чтобы грамотно и рационально осуществлять потребительский выбор, каждый должен иметь определенные знания и умения.

Потребителю, заинтересованному в удовлетворении своих потребностей с наименьшими затратами ограниченных средств, приходится задумываться над следующими вопросами: на что в первую очередь потратить свои доходы? Как выбрать товар или услугу желаемого качества и соответствующие его покупательским возможностям? Как сократить финансовые потери ? Каким образом сберегать имеющиеся доходы? Как вести себя рационально на различных рынках?

Рассмотрим эти вопросы на примере поведения потребителя на рынке товаров и услуг. Потребитель - одно из главных действующих лиц на этом рынке, он создает спрос, через который определяются ассортимент, качество и цена товаров. Но так ли он силен на этом рынке? Как правильно выбрать необходимый товар? Довольно часто сведения потребителей о товаре ограничены знаниями о его функциях или предполагаемом положительном эффекте от его использования.

Допустим, вы хотите приобрести современную стиральную машину. С чего начать? Необходимо оценить рынок данного товара. Прежде всего изучить рекламные объявления: каков ассортимент товара, где и по какой цене его можно купить. Затем выбрать специализированный магазин, где можно получить сведения о свойствах 5 - 11596 Боголюбов, 11 кл. 129 и качестве товара от квалифицированного специалиста (товароведа, менеджера). Вас должен заинтересовать тот магазин, где товар продается с максимальным гарантийным сроком обслуживания, обеспечивается доставка и установка, сервисное постгарантийное обслуживание. Не забудьте обратить внимание на объявления о днях распродаж, скидках на товары. Анализ всех факторов поможет вам сделать рациональную, т. е. с наибольшей выгодой для себя, покупку .

Как видим, рациональное поведение потребителя при выборе товара или услуги предполагает, как правило, определенную последовательность действий: осознание необходимости покупки, поиск информации о товаре или услуге, оценка возможных вариантов покупки, принятие решения о покупке.

Итак, вы сделали выбор. Но всегда ли мы можем купить желаемое? Увы, часто мы наталкиваемся на такой ограничитель наших возможностей, как уровень имеющихся доходов.

Вы уже знаете, что человек может получить доход из нескольких различных источников. Основными источниками дохода потребителя являются заработная плата, социальные выплаты государства отдельным гражданам в виде пособий, пенсий, стипендий, доход от предпринимательской и иной деятельности, доход от собственности (плата, полученная за аренду вашей квартиры или дачи, процент на денежный капитал, дивиденды по ценным бумагам).

Во многих домашних хозяйствах полученный доход распадается на две части: одна предназначается для покупки товаров и оплаты услуг, необходимых для удовлетворения личных потребностей людей; другая часть дохода образует сбережения. Это деление не зависит от форм и источников дохода, однако зависит от его размера. Чем больший доход получает потребитель, тем большую сумму денег он способен потратить на потребление. С ростом дохода растет и сумма сбережений. Эти зависимости очевидны. Но экономисты установили и другие зависимости доходов и расходов: чем больше доход семьи, тем меньше доля расходов на питание и больше на товары длительного пользования, а также больше удельный вес сбережений.

Уровень жизни человека зависит не только от размера его заработной платы или сбережений, но и от того, насколько разумно он тратит деньги. Экономисты делят потребительские расходы на обязательные и произвольные. Обязательные расходы можно рассматривать как минимально необходимые - это расходы на питание, одежду, транспортные расходы , оплату коммунальных услуг и т. п. Если ваши личные доходы не превышают обязательные расходы, то вряд ли вы можете себе позволитьпроизвольные расходы (например, на туристическую путевку, покупку книг, картин, машины и др.).

Анализируя данные о расходах потребителей разных стран, ученые сделали вывод: чем богаче страна, тем меньшая часть личных доходов ее граждан идет на обязательные расходы . Немецкий исследователь-статистик Э. Энгель (1821 -1896) впервые установил закономерную связь между доходами населения и структурой потребления. Согласно «Закону Энгеля», чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля ее расходов на продовольственные товары. Соответственно возрастает спрос на промышленные товары широкого потребления, а при дальнейшем повышении уровня доходов существенно увеличиваются затраты на высококачественные товары и услуги. Как видим, структура расходов на потребление изменяется в прямой зависимости от размера дохода.

По доле расходов семьи на питание можно судить об уровне благосостояния разных групп населения одной страны и сравнивать благосостояние граждан разных стран. В США доля расходов на питание варьируется в пределах 10-15%, а значительное число российских семей тратит на питание от 40 до 48% своих доходов. (Подумайте, как экономическое положение в стране влияет на этот показатель.)

Тратить деньги сегодня или отложить на будущее? Как сберечь и преумножить свои доходы? Эти вопросы волнуют всех потребителей, будь то семья или фирма.

Рациональному потребителю важно не только умело тратить деньги, но и правильно размещать свои сбережения. В этих целях потребитель пользуется сберегательным счетом в банке, получая доход по вкладу, или приобретает ценные бумаги (акции, облигации), получая дивиденды по ним. (Заметим, что сказанное справедливо в условиях экономической стабильности.)

Еще один надежный способ размещения сбережений, особенно в ситуации экономической и финансовой нестабильности в стране, при высоком уровне инфляции, - это приобретение недвижимости (квартира, дом, дача), цены на которую растут быстрее, чем обесцениваются деньги.

Формой размещения сбережений является также страхование жизни, здоровья, имущества. Сегодня в России растет число страховых компаний и фондов (в основном коммерческих), которые осуществляют следующие виды страхования: добровольное медицинское страхование, страхование от несчастных случаев, страхование бизнес-рисков, автострахование и др. Страхование выгодно и производителям этой услуги, и ее потребителям.

Страхование означает защиту вас от возможного ущерба путем периодических взносов страховым компаниям, которые выплачивают вам денежное возмещение в случае такого ущерба. Рассмотрим это положение на конкретном примере.

Предположим, вы летом живете и отдыхаете в поселке, застроенном однотипными садовыми домиками. Средняя цена домика 120 тыс. р. Из практики прошлых лет известно, что в среднем один раз в год пожар уничтожает один дом. Это позволяет страховой компании подсчитать, сколько денег потребуется заплатить пострадавшему в случае пожара (в нашем случае до 120 тыс. р.) , и добавить к ним некоторую сумму на покрытие административных расходов и прибыль (например, еще 30 тыс.) . Полученная общая сумма (150 тыс. р.) делится между всеми владельцами домиков, и каждый вносит свою долю, или страховой взнос, в общий фонд (если владельцев 100 человек, то каждый платит по 1,5 тыс. р.) . В случае пожара владелец сгоревшего домика получит от страховой компании компенсацию (в размере до 120 тыс. р.) , а компания - прибыль . Таким образом, разделение риска возможного ущерба с другими людьми за счет страхования дает потребителю возможность защитить себя от финансовых потерь.

Сбережения, если они правильно размещены, позволяют потребителю не только иметь дополнительный доход, но и осуществлять дорогостоящие покупки; сбережения необходимы и на случай нетрудоспособности, оплаты образования и повышения профессионального уровня и др. (Приведите примеры сбережений в домашнем хозяйстве, подтверждающие их необходимость.)

При выборе вариантов размещения сбережений потребителю необходимо сравнивать их с точки зрения надежности, процента на доход, ликвидности (возможности легкого обращения сбережений в наличные деньги).

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

Производители - это люди, фирмы, предприятия, т. е. все те, кто изготавливает и продает нам товары и предоставляет услуги. То, что производитель получает, продав свою продукцию, называется его выручкой или валовым доходом. То, что производитель тратит на приобретение производственных ресурсов, образует его затраты, или издержки. Разница между доходом и издержками составляет прибыль.

Цель производителя в рыночной экономике - получить как можно большую прибыль. Для этого он стремится снизить затраты на производство, ведь чем ниже затраты , тем выше прибыль. Снижению затрат способствуют более экономичная комбинация ресурсов, внедрение новой техники, экономия сырья и энергии и многое другое. Проблема ограниченности производственных ресурсов заставляет отдельно взятого производителя, фирму, общество в целом решать проблемы, что, как и для кого производить.

Что производить? Производители принимают решение о том, как распределить ресурсы между производством различных продуктов; какие из необходимых обществу и потребителям в данный момент времени благ произвести и в каком количестве; отдать ли приоритеты, например, производству военной техники или бытовой.

Как производить? Производство выбранного объема продукции можно осуществить по-разному. Обработать землю, собрать урожай можно вручную, привлекая значительное число работников, или обойтись их меньшим числом, используя сельскохозяйственную технику. Применение новой техники и технологии может обеспечить больший объем выпускаемой продукции при использовании имеющихся ресурсов. Однако производителю следует помнить, что это выгодно лишь в том случае, если доход от использования новой техники и технологии превышает затраты, связанные с их внедрением.

Для кого производить? Поскольку общество объединяет людей с разными доходами, различной покупательной способностью, производителям приходится решать, на какие слои общества ориентироваться при производстве товаров и услуг, кто будет их потенциальным потребителем.

Выявляя способы эффективного использования ресурсов, экономическая наука исходит из рационального поведения субъектов экономической деятельности, т. е. их стремления добиться определенного результата при наименьших затратах.

Рациональная организация экономической деятельности требует от производителя решения целого ряда вопросов: как, имея ограниченные ресурсы, добиться целей своего производства? Каким образом комбинировать производственные ресурсы, чтобы издержки были минимальны? Как увеличить объем выпускаемой продукции при имеющихся ресурсах?

Так, для решения последней проблемы, как мы уже отмечали ранее, есть два способа: расширить объем производства за счет количественного изменения ресурсов (увеличение производственных мощностей, количества используемых природных ресурсов, числа занятых работников) и за счет улучшения качественных характеристик ресурсов, улучшения их продуктивности или производительности .

Большинство стран сегодня, сталкиваясь с проблемой истощения сырья или его удорожания, делают акцент на втором способе расширения границ производственных возможностей. Это приводит к росту производительности труда. Напомним, что этот экономический показатель эффективности использования производственных ресурсов характеризуется количеством продукции, производимой в единицу времени одним работником.

Факторы, которые определяют рост производительности труда, одновременно можно рассматривать как факторы увеличения объема выпускаемой продукции. Каковы они, эти факторы?

Прежде всего, это разделение труда, или специализация производителей на каком-либо виде деятельности. В выполнении отдельного изделия или мелкой операции рабочий может стать виртуозом, и в результате его производительность возрастает.

Технический прогресс как фактор предполагает использование в производстве новой, более производительной техники или технологии, позволяет увеличивать объем производства за тот же промежуток времени, как правило, при меньшем количестве занятых.

И наконец, уровень образования и профессиональной подготовки работников. Квалифицированный труд более результативен не только потому, что способствует производству большего объема продукции . Чем выше уровень профессионального мастерства работников, тем выше качество изготавливаемой продукции, а значит, она прочнее, долговечнее, что позволит экономить ресурсы, связанные с ее производством, и переключить их на изготовление других экономических благ.

Ученый Бруклинского института (США) Эдвард Денисов: сделал попытку количественно соотнести воздействие различных факторов повышения производительности труда на рост объемов производства. Согласно его оценкам, 28% прироста реального национального дохода в период с 1929 по 1982 г. в США происходило за счет технического прогресса, 19% - за счет затрат капитала (использование материальных и денежных средств для организации производства), 14% - за счет роста образовательной и профессиональной подготовки работников.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Возможность потребителя максимально удовлетворить свои потребности в товарах и услугах зависит не только от размера доходов, но и от рационального их использования. Старайтесь планировать свои покупки. Это позволит лучше осмыслить свои потребности и исключить то, без чего можно в данный момент обойтись. Сравнивай ­те предлагаемые производителями условия и возможности приобретения необходимых товаров и услуг.

2 По возможности откладывайте часть своего дохода в качестве сбережений. Старайтесь разместить их так, чтобы получить от этого большую пользу, т.е. способствовать их росту. Помните, что хранить сбережения в денежной форме в период высокой инфляции нерационально. Если уровень инфляции выше процентных ставок, то она уничтожит весь доход, полученный от сбережений.

З При выборе вида сбережений старайтесь накапливать и анализировать информацию о доходности и ликвидности места и способов сбережений (банковский кредит, ценные бумаги, инвестиции) . Это поможет вам убедиться в компетентности и надежности тех, кому вы хотите доверить свои деньги .

4 В перспективе обеспечить прибыльность вашего производства поможет использование различных способов снижения затрат: внедрение технических новинок и современных технологий, экономия сырья и материалов, повышение своего профессионального мастерства.

ДОКУМЕНТ

Как распорядиться своим капиталом. Из работы шотландского ученого-экономиста А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» .

Когда запасы, которыми владеет человек, не превышают количества, достаточного только для содержания его в течение нескольких дней или недель, он редко помышляет об извлечении из них какого-либо дохода.. . В этом случае его доход получается исключительно от его труда... Если же данное лицо обладает запасами, достаточными для содержания его в течение нескольких месяцев или лет, оно, естественно, старается извлекать доход из большей части этих запасов. Поэтому запасы подразделяются на две части. Та часть, от которой он ожидает получить доход, называется капиталом. Другая часть - это та, которая идет на непосредственное потребление...

Капитал может быть употребляем двумя различными способами, чтобы доставлять доход, или прибыль, своему обладателю. Во-первых, он может быть употреблен на производство, переработку или покупку товаров с целью перепродажи с прибылью.. . Такого рода капиталы правильно назвать оборотными капиталами. Во-вторых, капитал может быть употреблен на улучшение земли, на покупку полезных машин и инструментов или других предметов, которые приносят доход или прибыль без перехода от одного владельца к другому или без дальнейшего обращения. Такие капиталы можно назвать основными капиталами.

Та часть капитала фермера, которая затрачивается на земледельческие орудия, представляет собой основной капитал, а та, которая употребляется на заработную плату и содержание его рабочих, будет капиталом оборотным. Он извлекает прибыль из первого, удерживая его в своем обладании, а из второго - расставаясь с ним.

Во всех странах, где существует достаточно устойчивый порядок, каждый человек, обладающий здравым смыслом, старается употреблять имеющиеся в его распоряжении запасы для того, чтобы добыть себе удовлетворение своих потребностей в настоящем или прибыль в будущем.

1. С какими видами доходов граждан знакомит текст документа?
2. Автор предлагает обладателям капитала способы получения дохода, или прибыли. Назовите эти способы.
3. Какая часть доходов является капиталом? Чем оборотный капитал отличается от основного?
4. Ученый полагал, что «устойчивый порядок» является необходимым условием извлечения каждым человеком, «обладающим здравым смыслом», дохода из имеющихся сбережений. Можно ли с ним согласиться? Охарактеризуйте условия в современной российской экономике, стимулирующие или затрудняющие возможность потребителям и производителям иметь доходы со своего капитала.
5 . Каким образом сохранить и увеличить свои доходы? Сформулируйте свои предложения.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1 Какие экономические проблемы приходится решать в условиях ограниченных ресурсов рациональным производителю и потребителю?
2 . Можно ли защитить свои доходы от инфляции ? Если да, то каким образом?
3 . Как рационально расходовать деньги? Чем обязательные расходы отличаются от произвольных расходов?
4 . Какие факторы влияют на производительность труда?
5 . Посредством каких способов можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах?

ЗАДАНИЯ

1 Технический прогресс влияет на изменение издержек производства и прибыль производителя. Приведите примеры использования в современном производстве достижений научно-технического прогресса как фактора увеличения производительности труда.

Литература

1. Существует ли естественный отбор? (Ма-

териалы круглого стола) // Высшее образование в России. - 2006. - № 7.

2. Существует ли естественный отбор?

Н. РОДИОНОВА, профессор Владимирский государственный университет

В последние 200 лет в мире преобладают ценностные ориентации потребительского общества, устремленного к богатству, власти и славе. Утрачивается глубинный, Божественный смысл человеческой жизни, обесцениваются этические идеалы, повреждается нравственность. Цивилизованное сообщество подошло к осознанию опасности предпочитаемых «выгодофильных» стратегий социально-экономического развития. В последнее время корень зла все чаще усматривается в несовершенстве модели «экономического человека », которая служит методологической основой современной системы рыночных отношений. Предпринимаются попытки ее модификации, активно развиваются новые направления экономики: метаэкономика, этическая экономия, предпринимательская этика, этика бизнеса. В российской науке современные проблемы модели «экономического человека» впервые наиболее глубоко исследовали В.С. Автономов и Б.М. Генкин . Определены сущность, структура, динамика развития модели, обоснованы ее недостатки. Предложена структура комплексной модели человека, позволяющая их преодолевать.

Однако в системе экономических знаний, сформированной ГОС ВПО РФ, доминирует традиционный методологический подход, и новые веяния пока не находят отражения в дидактических единицах. По-

(Материалы круглого стола) // Высшее образование в России. - 2006. - № 8.

3. Макбурни Г. Глобализация как политическая парадигма высшего образования // Высшее образование сегодня. - 2001.

нятно, почему в системе ценностных ориентаций специалистов, образованных и воспитанных в духе «экономического человека », преобладают меркантильные материальные устремления. Постепенно в России формируется негуманное общество, состоящее из инфантильных эгоистов-потреби-телей, разделенных на временно процветающих удачников и обреченных жертв неудач.

Горько сознавать, что двигателями и исполнителями этого явления были специалисты по экономике. Причем наиболее умные и талантливые из них. Но более всего тревожит этическое восприятие молодыми людьми, будущими специалистами по экономике, процесса поляризации доходов. Я преподаю дисциплины «Экономика и социология труда» и «Политика доходов и заработной платы». При обсуждении проблемы справедливости дифференциации доходов студенты высказывают равнодушие к проблемам бедности, бомжей, беспризорности. Большинство склонны думать, что бедность - наказание за лень, нерадивость, скудные природные дарования. Свое жестокое отношение к социально незащищенным слоям населения молодые люди выдают за справедливость, забывая, что «в основе ее лежит внимание к человеческой индивидуальности и к жизненным различиям... живая совесть и живая любовь к человеку» .

Модель «экономического человека» в системе экономических знаний

Таким образом, модель «экономического человека » через систему экономических знаний формирует у молодых специалистов искаженные ценностные ориентации, которые, однако, гармонично согласуются с системами ценностей корпоративных культур, служащих максимизации индивидуальных выгод и не учитывающих этичность предпринимаемых средств их достижения.

Экономика России нуждается не только в умных, но и в честных специалистах. Поэтому система экономических знаний, преподаваемых в высшей школе, требует обновления,преподнесения их в социальном контексте с этической доминантой. «В жизни важнее всего живое сердце, искренне желающее творческой справедливости; и еще - всеобщая уверенность, что люди... честно ищут ее » .

О модели «экономического человека»

Модель «экономического человека» является методологической основой рыночных отношений, на которой базируется система современных экономических знаний. Создание этой модели обусловлено необходимостью обоснования экономического выбора и мотивации делового поведения. В последнее время она стала применяться не только как исследовательский инструмент, но и как фундаментальная основа формирования системы хозяйственного управления, поскольку за двухвековой период существования она так повлияла на мировоззрение людей, что их поведение теперь во многом стало идентичным поведению абстрагированного от реальности «экономического человека ». Считается, что данная модель позволяет увидеть, понять, объяснить, предвидеть экономическое поведение людей, оценить результаты их деятельности.

Дадим общую характеристику модели «экономического человека». Во-первых, она абстрактная: ориентирована на получение точных и однозначных экономических оценок в строго определенных услови-

ях. Во-вторых, - универсальная: это типичный рационально действующий субъект системы рыночных отношений, коим может выступать предприниматель, собственник капитала, наемный работник, потребитель продукции, предприятие, регион, страна. Он имеет неограниченные индивидуальные потребности и стремится к их максимальному удовлетворению за счет выгодного вложения собственного капитала (инвестиционного, материально-вещественного, финансового, информационного, правового, интеллектуального, человеческого). В-третьих, - примитивная: исчерпывающими качествами «экономического человека» являются эгоизм, желание потреблять, свобода выбора, расчетливость, наличие собственного капитала, заинтересованность в его выгодном вложении и приумножении, а также обладание конкурентными преимуществами на рынке (рис. 1).

Имея неограниченные потребности и свободу выбора, рациональные экономические субъекты, тем не менее, скованны в поведении, поскольку: 1) ограниченны запасы благ и ресурсов, 2) взаимодействие в системе рыночных отношений происходит не своевольно, а с учетом установленных правовых требований, которые якобы в равной степени ограничивают экономическую свободу каждого субъекта. С помощью этих требований реализуются, с одной стороны, равенство возможностей эффективного хозяйствования (выгоды) для каждого субъекта рынка, а с другой - гарантии общества получения от этого пользы (социальной эффективности).

Таков общий теоретический замысел модели «экономического человека». Однако на практике он реализуется не идеально. Часто система рыночных отношений не только не учитывает интересы общества, но даже в чем-то наносит ему непоправимый вред, перевешивающий общую пользу. Об этом свидетельствует существенное возрастание отрицательных внешних эффектов хозяйствования: рост преступности, истощение запасов невозобновляющихся ресур-

экономического человека»

Рис. 1. Структура модели

сов, резкое социальное расслоение общества, экологические проблемы .

Опыт функционирования системы рынка в разных странах мира в последние тридцать лет особенно ярко высвечивает усиление несправедливости экономических отношений. Достигнуть равенства возможностей все чаще не удается из-за воцарившейся на рынках недобросовестной конкуренции. Модель «экономического человека» превратилась в «золотую рыбку на посылках» богатых и преуспевающих в бизнесе людей. В результате ее функционирования к середине ХХ в. сформировалось общество рациональных потребителей, контрастно разделенное на стремительно богатеющих богатых и катастрофически беднеющих бедных. И те и другие попирают нравственные идеалы и духовные ценности, расточают природные ресурсы, игнорируют проблемы экологии. Большинство людей заняты извлечением средств для удовлетворения собственных материальных потребностей, не задумываясь о последствиях своего эгоизма для будущих поколений: «после нас хоть потоп».

Таким образом, наблюдаемые негативные последствия функционирования модели современного «экономического человека» доказывают ее несовершенство и как

исследовательского инструмента, и как основы формирования системы хозяйственного управления. Чтобы разобраться в причинах сбоя в ее работе, прежде всего следует обратиться к истокам ее формирования.

Концепция «экономического человека» Адама Смита и ее этическое оправдание

Адам Смит впервые предпринял попытку формирования фундаментальной основы экономической теории на представлениях о «человеческой природе». Свою концепцию экономической модели отдельно от этики он представил в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов и наций» в конце XVIII в., а чуть ранее написал книгу «Теория нравственных чувств», в которой рассматривал положения этической теории без экономики. Тем самым было положено начало размежеванию ранее тесно взаимосвязанных этики и экономики. За двухвековой период водораздел между ними стал пропастью, мост сообщения над которой пока так и не выстроен.

Концептуально разработанная Смитом модель «экономического человека» опирается на либеральную идею о воздействии «невидимой руки», или сил рынка, на

субъекта, эгоистично устремленного к собственной выгоде и хозяйствующего в условиях минимального вмешательства государства в рыночную среду.

Суть концепции «экономического человека» заключалась в признании эффективной формы хозяйствования, при которой «каждый отдельный человек постоянно старается найти наиболее выгодное приложение капитала, которым он может распоряжаться. Он имеет в виду собственную выгоду, а отнюдь не выгоды общества». В степень добродетели Смит возвел такие далекие от евангельских заповедей качества «экономического человека», как эгоизм, своекорыстный интерес, постоянное стремление улучшить личное положение, склонность к обману. Казалось бы, вектор предложенной концепции явно отклонился от направления, задаваемого религиозными и нравственными ценностями. Однако Смит не оставил поведение «экономического человека» без этического оправдания. Предприниматель «не имеет в виду содействовать общественной пользе. Он преследует лишь собственную выгоду. и невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это ». То есть этическим оправданием служит действие «невидимой руки», олицетворяющей рынок с совершенной конкуренцией. Она как бы объединяет разрозненных эгоистов под флагом общественной пользы.

Во времена А. Смита это утверждение воспринималось как истина, поскольку субъекты рынка действовали в условиях, близких к совершенной конкуренции, при которой никто не может намеренно влиять на рыночные цены. Совершенная конкуренция отождествлялась с честностью соблюдения правил поведения на рынке. Следовательно, мистическая «невидимая рука» принадлежит «нравственному человеку» -обществу с его этическими ценностями. В

такомобществе на поведение «экономического человека» влияет его чувство «симпатии», благодаря которому он способен ставить себя на место других и иметь представление об интересах окружающих. Это качество делает его чувствительным к общественной пользе. Отсюда следует, что модель «экономического человека» Смита представляется не самодостаточным регулятором общественных отношений, как воспринимается теперь, а лишь одним из механизмов целостной системы жизнеобеспечения людей. Действие этого механизма не распространяется на отношения, не согласующиеся с общечеловеческими этическими ценностями. «Экономический человек» «живет» в обществе, где в почете честность, справедливость, порядочность, трудолюбие, ответственность, умеренность в потреблении благ. Причастность его к нравственному обществу, несмотря на эгоизм, служит моральной основой и этическим оправданием экономической модели Смита. Добродетельные характеристики были присущи предпринимателям, бизнесменам, работникам и потребителям тех времен, или «экономическому человеку» -выходцу из эпохи Просвещения. Через них нравственные ценности, служившие основой протестантской и православной этики, оказывали непосредственное влияние на экономические отношения и проявляли свое действие в качестве производимой продукции, экономном ее потреблении, зако-нопослушании, этичности конкурентного поведения.

Итак, главная идея А. Смита о поведении «экономического человека» заключается в том, что именно своекорыстное устремление честных предпринимателей к выгоде наиболее эффективно ведет к возрастанию богатства нации. Однако эта идея указывает пути повышения благосостояния всех членов отнюдь не любого, а только нравственного общества. Потому что в таком социуме «экономический человек» изначально порядочен, ибо в своем поведении он ориентирован на общечеловеческие

этические ценности; добродетелен, так как честно и производительно трудится, создавая полезные обществу блага и экономно расходуя необходимые для этого ресурсы; справедлив, потому что способен примирить свои корыстные интересы с интересами других людей; честен, ибо при распределении дохода претендует лишь на заработанную им долю вознаграждения, эквивалентную собственному вкладу.

Но одновременно с этим такой человек честолюбив, расчетлив, меркантилен и материален. Практика показывает, что эти качества «экономического человека» представляют опасность для общества с истощенным духовно-нравственным потенциалом, коим является современный мир.

Современная модель «экономического человека»

Для экономики XVШ-XIX вв. модель А. Смита была эффективной. Она способствовала не только возрастанию капитала, но и приумножению общественной пользы, служила развитию общества, ориентированного на духовные ценности. Однако за более чем двухвековой период изменились и общество, и условия хозяйствования. Модель «экономического человека» А. Смита как один из механизмов регулирования жизнедеятельности общества постепенно модифицировалась в самодостаточную социально-экономическую модель, регулирующую все стороны общественной жизни. «Смитова апология содействия общественной пользе постепенно утратилась, а эгоистический интерес предпринимателя стал играть всеобъемлющую роль» . Это нашло отражение в «упрощении, формализации и депсихологизации» структуры модели. Ее функционирование способствовало обезличиванию экономических отношений, разобщению частных интересов, усилению их зависимости от конъюнктуры рынка и в конечном счете к искажению образа реального человека. Качества его личности отдалились от этических ценностей, приблизились и адап-

тировались к однобокой реальности жизни, воплощенной в системе рыночных отношений.

В господствующем основном течении экономики объект исследования сузился до рассмотрения исключительно рациональных качеств человеческой личности . Предпосылка собственного интереса уступила место предпосылке экономической рациональности. Существующая модель «максимизирующего человека» характеризуется определяющей ролью собственного интереса экономического субъекта в мотивации его поведения, его информированностью о конъюнктуре бизнеса и конкретностью анализа . Она не может более служить основой системы управления по следующим причинам.

1. В модели не принимаются в расчет внешние эффекты, обусловливающие трансакционные издержки, которые, по оценкам Д. Норта и Дж. Уоллиса, за последние сто лет удвоились. Поэтому в экономических показателях все более утрачивается взаимосвязь учитываемых эффектов и затрат.

2. Модель ориентирована на совершенный конкурентный порядок, на систему рыночных отношений с ограниченным вмешательством государства. Отвергается важность институционального устройства общества.

3. Исследуемые явления воспринимаются упрощенно - как чисто экономические. Не учитывается влияние неэкономических факторов. А ведь рынок подразумевает не только экономическую свободу, но и соблюдение социальных, экологических, правовых, этических и иных требований к поведению субъектов. Эти требования не могут вырабатываться в рамках экономики, основанной на рассматриваемой модели. А значит, она не решает вопросов гармонизации сталкивающихся интересов людей, дифференциации их доходов, положения наименее обеспеченных, экологии территорий вблизи предприятий и т.п. Регулируя

отношения по поводу удовлетворения материальных потребностей человека, модель нечувствительна к другим сторонам каче-стваего жизни.

4. Сфера жизнедеятельности человека в ракурсе экономического исследования сужена до процесса получения средств, необходимых для удовлетворения его потребностей. Между тем во всех областях экономических отношений возрастает значение личности. Человек обрел широкие информационные и энергетические возможности влияния на хозяйственную деятельность и другие стороны общественной жизни. Решение экономических проблем сегодня требует обращения к сферам этики, политики, права, религии, экологии и т.д. Это означает, что человека в экономике следует рассматривать со всех сторон его жизнедеятельности.

5. Модель имеет гедонистический характер, обусловленный ориентацией на максимизацию удовлетворения потребностей индивидов и игнорированием ценностных и смысловых аспектов их жизни.

6. Цели субъектов хозяйственной деятельности воспринимаются как заданные. Модель не учитывает, что человек свободен в выборе своих предпочтений и что именно через их выбор ценности общества сказываются на целях хозяйственной деятельности.

7. Модель является обезличенной и универсальной, поскольку оперирует общепризнанными ценностями и потребностями, одинаковыми для всех индивидов. В ее структуре не предусмотрен механизм, выявляющий особенности индивидуальных предпочтений и отражающих их в целевой функции полезности. «Если психология людей и ресурсы всех индивидов были бы одинаковы, тогда и потребление различных индивидов было бы одинаковым, а общество в целом уподобилось бы одному условному индивиду, индекс предпочтения которого можно максимизировать » .

8. Не учитывается зависимость личного

интереса человека от поведения других людей. Это приводит к тому, что «в реализации эгоистического выбора внутри сообщества людей, имеющих разные цели, цели каждого могут быть достигнуты в меньшей степени, чем если бы они руководствовались другим правилом поведения» .

9. В решении проблемы благополучия рационального индивида не принимается во внимание такой важный регулятор его поведения, как совесть. Этот недостаток модели отрезал все пути к решению проблемы нравственности в экономике.

Из сказанного следует, что экономике необходима комплексная модель человека, удовлетворяющая требованию универсальности и гармонично сочетающая методологические подходы различных отраслей общественных наук. Она может опираться лишь на согласие, возникшее вследствие частичного совпадения интересов и достигнутое в процессе сотрудничества всех заинтересованных сторон. Человек в такой модели, как и «экономический », рационален в своих намерениях. Отличие между ними состоит в том, что последний руководствуется чисто эгоистическими интересами максимизации собственной полезности, а первый, обладая такими интересами, анализирует возможность ихреализации с точки зрения их этической дозволенности или последствий для других людей и общества в целом. Следовательно, к свойству рациональности добавляются «метафизические » качества, ограничивающие своекорыстные устремления субъекта.

Напрашивается вопрос: пользе какого общества служит современная модель «экономического человека»? Безнравственного, поклоняющегося «золотому тельцу». Модель способствует развитию общества нравственно неполноценных людей. Она служит злу.

Почему же современный рынок стал нечувствительным к восприятию этических ценностей? На наш взгляд, можно выделить следующие основные причины.

1. Утрата образом «экономического человека» духовности. У Смита производитель благ - это физическое лицо, обладающее не только естественной свободой выбора, но и совестью, призывающей его к строгому соблюдению этических и правовых норм. К физическому лицу нетрудно предъявлять этические требования, особенно в эпоху раннего капитализма. Тогда в обществе было сильным влияние религии. В современном же представлении понятие «экономический человек» обрело более широкий смысл, распространившийся также и на предприятие, регион, страну, т.е. на юридическое лицо, которое не может выступать субъектом морали и потому не обладает совестью. Вот почему значение нравственности в экономике постепенно утратилось, а вместе с тем ослабла взаимосвязь экономической концепции с этическими ценностями.

Как известно, совесть выступает барометром достижения компромисса между собственными и чужими интересами. «Бессовестный» современный «экономический человек» нечувствителен к интересам других людей, деловых партнеров и общества. Образ его вступил в противоречие с заповедью Евангелия «не навреди»: «Каждый из вас должен думать не только о своих интересах, но также и об интересах других». Нарушение принципа равновыгодно-сти экономического сотрудничества составляет основной признак неэтичности современного бизнеса.

2. Ориентация «экономического человека» исключительно на материальные потребности. В экономике развитых стран проблема согласованности интересов не так остра, как в России. На первый взгляд кажется, что эгоизм предпринимателей в устремлении к личной выгоде действительно служит пользе всех. Так, для предприятия польза от его деятельности выражается в повышении его эффективности и развитии, для потребителей продукции - в удовлетворении соответствующей потребности, для наемных работников - в обеспечении

их работой и совершенствовании профессионального мастерства, для общества (за счет налоговых отчислений) - в улучшении благосостояния всех его членов. Но все эти виды пользы материальны. На нее-то и ориентирована модель «экономического человека». Действительно, в концепции А. Смита под пользой понимается богатство нации, которое представляется как совокупность продуктов лишь материального производства. Современные же теории потребностей, наряду с материальными, как равноценные рассматривают социальные, эстетические, интеллектуальные и духовные потребности . Недооценка нематериальных потребностей в экономике породила проблему экстерналий, отрицательных внешних эффектов хозяйствования, имеющих неэкономическую природу в привычном понимании.

3. Нецелостность образа «экономического человека». Как отмечалось выше, модель современного «экономического человека» абстрактна. Она не взаимосвязана с моделями человека, предлагаемыми другими научными направлениями,условно именуемыми моделями «психологического», «социологического», «политического», «антропологического»,«духовного»,«социального» человека. Данные конкурирующие модели предлагают разные факторы, объясняющие поведение человека. В этом конфликте сформировался упрощенный образ «экономического человека», лишенный духовных, психологических, социальных и физиологических характеристик.

4. Признание неопределенности как неустранимой. «Экономический человек» имеет четкие представления о собственных потребностях, которые неизменны, и стремление к удовлетворению которых характеризуется индивидуальной функцией максимизации полезности. На его решения не оказывают влияния интересы других субъектов. В его собственных представлениях отсутствуют взаимосвязи между целью и средствами ее достижения. Они заранее запрограммированы кем-

то без учета мнения субъекта. При этом не допускается возможность, что при рассмотрении цепочки последовательных действий цель может стать средством, и наоборот.

5. Дифференциация и конкретизация системы этических ценностей. Это явление характерно для текущей эпохи постмодерна. Восприятие истины как абсолютной уступило место идее о ее относительности. Современные люди свободны в вы-

человека» продиктована необходимостью адаптации ее к политической системе общественного устройства. Как известно, в разных странах взаимоотношения государства и бизнеса неодинаковы. Соответственно процесс модификации ортодоксальной модели «экономического человека» был ориентирован на принципы справедливости, которые различались степенью вмешательства государства в систему рыночных отношений (табл. 1).

Таблица 1

Основные типы модифицированных моделей «экономического человека»

Тип модели Характеристика взаимоотношений государства и бизнеса

Либерторианская Рыночные отношения полностью свободны от государственного вмешательства

Либеральная Ограниченное вмешательство государства в систему рынка. Проведение политики государственного протекционизма, направленной на защиту интересов бизнеса от иностранной конкуренции путем введения квот, импортных пошлин и т.п.

Неолиберальная Закрепление за государством определенных функций по управлению бизнесом, которые ориентированы на защиту общих интересов граждан

Коммунитарная Государство и бизнес взаимовыгодно сотрудничают в рамках экономических сообществ и партнерств

У тилитаристская Усиленная роль государства в управлении теми отраслями, которые определяют социальное развитие общества, где конкуренция неэффективна, либо велика доля массового производства, или координирование деятельности неизбежно

Консервативная Государство защищает интересы бизнеса в ущерб общественным интересам

Социалистическая Полный контроль сфер производства, обмена и распределения со стороны государства на основе общественной собственности на средства производства и централизованного планирования. Общественная собственность на средства производства сочетается с частной собственностью на предметы личного потребления

боре целей и ценностей. Заданная и обязательная для всех единая система этических ценностей уступила место системе, выстраиваемой теми, кто разделяет составляющие ее ценности. В современном обществе одновременно могут действовать разные системы этических ценностей. Однако научные способы этического оправдания выбора ценностей пока не предложены.

6. Политизированность «экономического человека». Потребность в модификации смитовской модели «экономического

По указанным причинам взаимосвязь индивидуальной выгоды и общественной пользы все более ослабевает, что ведет к утрате единственного этического оправдания эгоистического поведения «экономического человека». Отсюда следует, что с помощью современной версии модели «экономического человека», опирающейся на концепцию А. Смита, невозможно определить этический статус экономической системы.

Безразличие модели к нравственным

регуляторам поведения «экономического человека» не позволяет даже ставить проблемы роли нравственного фактора в экономике и деформаций рынка, усиливающихся по причине неэтичного поведения рационально устремленных субъектов. Возникает необходимость совершенствования модели «экономического человека» в направлении придания ему чувствительности к этическим ценностям.

В экономике назрела потребность в модели, в которой человек обладает совестью, способен к формированию собственных предпочтений, а на его поведение оказывают влияние не только экономические, но и социальные, политические, психологические, религиозные, правовые, этические, экологические и иные факторы. То есть речь идет о возрождении целостного взгляда на экономические явления и процессы, присущего науке античного и средневекового периодов.

Структура модели этичного «экономического человека»

На наш взгляд, главное направление совершенствования структуры модели «экономического человека» состоит в восстановлении утраченной взаимосвязи индивидуальной выгоды и общественной пользы. По форме общественная польза многообразна и разнопланова. Это удовлетворение потребностей в выпускаемой продукции и оказываемых услугах, уплата налогов и обязательных платежей, создание рабочих мест, улучшение условий труда, повышение его оплаты, решение социально-бытовых проблем работников, их профессиональное обучение, участие в социальных программах региона и страны, благотворительность, улучшение или хотя бы компенсация вреда экологии. При усилении акцентов хозяйственной деятельности на общественной пользе каждое предприятие будет вынуждено постоянно решать этическую задачу в комплексе с экономической (максимизацией индивидуальной выгоды). Это потребует формирования методологи-

ческих основ теории согласования конкурирующих интересов разных социальных групп предприятия. Сложности этой проблемы заключаются в неопределенности исходной информационной базы и создании технологий получения уникальных решений, реализация которых будет достигаться путем сложного маневрирования. Разработка данной технологии ведется в направлениях:

Совершенствования системы менеджмента путем включения в ее структуру элементов экономического и социального партнерства;

Развития форм институционального регулирования экономики;

Поиска взаимосвязи экономических и социальных показателей хозяйствования с тем, чтобы на ее основе построить комплексную модель «экономического человека».

Все направления исследований объединяет такая идея. Чтобы деятельность экономического субъекта приносила не только выгоду, но и общественную пользу, недостаточно воспринимать ее только как принудительно направляемый собственниками процесс принятия и реализации волевых управленческих решений в системе сложившихся экономических отношений, что чаще всего и происходит. Одновременно хозяйствование следует рассматривать и как взаимовыгодное сотрудничество всех заинтересованных лиц, т.е. как добровольный общественно-полезный процесс в подвижных рамках этико-правового пространства, образованных по согласованию сотрудничающих сторон. В первом случае деятельность описывается с помощью традиционной модели «экономического человека», а во втором - предлагается выстраивать взаимосвязанные с нею модели балансирования интересов хозяйствующих субъектов и общества . Потребность в таких моделях подсказана практикой. Без них усиливается дисбаланс интересов, что ведет к обострению социальной напряженности, нарушению устойчивости и разру-

шению социально-экономической системы. Это произошло со многими российскими предприятиями в период становления рыночных отношений. Баланс интересов поддерживается в том случае, если все стороны сотрудничества получают выгоду от деятельности либо не подвергаются опасностям ее вреда.

Специальное научное исследование было посвящено поиску путей совершенствования структуры модели «экономического человека». При ее построении использованы некоторые конструкционные элементы, применяемые в моделях «психологического», «социального»и «социологического человека», которые были дополнены или изменены (рис. 2) . Собирательный подход к построению структуры модели преследовал цель устранить или смягчить влияние отмеченных выше недостатков модели «экономического человека».

В предлагаемой модели человек является многогранной и уникальной личностью; функционирует одновременно во внутреннем и внешнем мирах; устремлен к духовности и наделен совестью; занят обоснованием собственных предпочтений и уточнением потребностей; действует в многомерном пространстве, которое можно регулировать с помощью этико-правовых ограничений; заботится о возрастании собственного потенциала, открывающего путь к удовлетворению потребностей. Данные свойства личности человека существенно отличаются от тех, которые присущи «экономическому человеку».

В отличие от традиционной модели в модели этичного «экономического человека» критерий максимизации полезности ограничен требованием улучшения качества жизни всех людей, чьи интересы прямо или косвенно затрагиваются хозяйственной деятельностью; потребности каждого индивида изменчивы и имеют сложный состав; учитываются такие его качества, как духовность и совесть, нравственные идеалы и ценности. Данная модель содержит три взаимосвязанных механизма, ответствен-

ных за формирование предпочтений, мотивацию поведения и удовлетворение потребностей людей. Благодаря разграничению этих функций обеспечиваются гибкость и мобильность модели. Основные характеристики функционирования модели этичного «экономического человека» представлены в табл. 2.

Для практической реализации модели «экономического человека» в современной интерпретации используется структура задачи оптимизации управленческого решения: либо с целевой функцией максимизации индивидуальной полезности при заданном объеме располагаемых ресурсов, либо минимизации затрат при заданном уровне достижения целей.

Предлагаемая модель предназначена не только для формирования методологических основ теории согласования конкурирующих интересов, но также и для практического применения в структурах систем менеджмента и макроэкономического регулирования социально-экономическими процессами. С введением модели этичного «экономического человека» в структуры управленческих систем предприятий и макроэкономических образований последние обретут статус институтов этико-правового сотрудничества всех лиц, заинтересованных в хозяйственной деятельности. Основным отличием системы управления с учетом этических требований от традиционной является перемещение направления вектора развития предприятия с максимизации прибыли на соизмерение возможности ее роста с этико-правовой допустимостью.

Предприятия, действующие с учетом этико-правовых требований, могут получать законную прибыль лишь при условии согласования интересов собственников и предпринимателей с интересами других социальных групп предприятия, а не только с интересами потребителей, готовых покупать производимую продукцию, как принято считать. Поэтому наряду с экономической целью предприятие должно выполнять социальную миссию.

Рис. 2. Структура модели этичного «экономического человека»

Таблица 2

Основные характеристики модели этичного «экономического человека»

Главные задачи Объекты управления Основные свойства Важнейшие функции Формализованная структура

1.Повышение эффективности хозяйствования Потребности, в том числе духовные. Ресурсы Чувствительность к изменению индивидуальных предпочтений Обеспечение равенства возможности эффективного хозяйствования каждому участнику рынка Целевая функция максимизации индивидуальной полезности либо минимизации затрат. Система традиционных ограничений, дополненная этикоправовыми ограничениями. В целевую функцию и ограничения включены показатели справедливости, формализующие этические требования, согласованные с теми, чьи интересы затрагивает деятельность

2.Устойчивое развитие социально-экономической системы Цели и ценности, включая этические Объективность и полнота отражения реальности Разумное удовлетворение потребностей представителей всех социальных слоев общества

З.Увеличение общественной пользы Мотивы деятельно- сти Сбалансированность интересов всех субъектов деятельности Обеспечение взаимосвязи экономических и социальных показателей

4. Адаптирование к условиям этикоправового пространства Согласо- ванные этические требования Восприимчивость этических требований Создание благотворной атмосферы взаимовыгодного сотрудничества в системе рыночных отношений всех ее участников

Литература

1. Автономов В.С. Модель человека в эконо-

мической науке. - СПб., 1998.

2. Генкин Б.М. Введение в метаэкономику и

основания экономических наук. - М., 2002.

3. Ильин И.А. О справедливости // Поющее

сердце. Книга тихих созерцаний. - М.,

4. Родионова Н. Модель этичного «экономи-

ческого человека» // Человек и труд. -

5. Сен А. Об этике и экономике: Пер. с англ.

6. Алле М. Условия эффективности в эконо-

мике: Пер. с франц. - М., 1998.

7. Генкин Б.М. Экономика и социология тру-

да: Учеб. для вузов. - М., 2002.

8. Сутор Б., Хоман К., Бломе-Дрез Ф. Поли-

тическая и экономическая этика: Пер. с нем. - М., 2001; Родионова Н.В. Взаимосвязи экономических и социальных показателей в системах управления предприятиями. - СПб., 2004.

9. Подробнее см.: Родионова Н.В. Человек -

это звучит ново. Комплексная модель человека в системе управления персоналом // Российское предпринимательство. -2004. - № 3, 4; Родионова Н.В. Комплексная модель человека в социально-экономических системах управления // Экономика и управление. - 2004. - № 2; Родионова Н.В. Инновация в экономике - комплексная модель человека // Инновации.